Личное пространство матерей
Интернет и социальные сети – огромное вместилище человеческого опыта, к которому мы получили доступ. Дистанцированность, анонимность и поддержка единомышленников позволяют людям наконец сказать то, на что раньше они бы не осмелились. Например, матери стали говорить и писать о том, что материнство — это не безоблачное счастье 24/7.
Сейчас очень много пишут о границах личности, зачастую не понимая, что это такое, где заканчиваются границы одного человека и начинаются границы другого. Оно и понятно, мы все еще плоть от плоти советские люди, и с границами у нас, как говорят в энторнетах, совсем не ок.
Личное пространство матери – очень важная тема. Специфика взаимоотношений матери и новорожденного – в полном слиянии. Это необходимо для выживания ребенка, тут нет сомнений. Но это не значит, что это легко. Ребенок подрастает и на ком он тренируется, пробуя границы на прочность? Правильно, на том, кто ближе всех – на матери.
Общество требует от матери стопроцентной включенности и вовлеченности, несомненного приоритета интересов ребенка над собственными. Иначе это плохая, жестокая, равнодушная мать-ехидна. Посмела оставить ребенка кому-то из родственников и пойти погулять? Тц-тц-тц. А если в это время еще что-то случилось с ребенком по недосмотру тех самых родственников, то виноваты не они, а мать.
Матери годами, десятилетиями не ездят в отпуск одни. Во-первых, у многих просто нет на это денег, во-вторых, им не на кого оставить детей, в-третьих, общество и ближайшее окружение внушает им чувство вины за такие желания. Что значит «одна»? Как это – без ребенка? Ты что, его НЕ ЛЮБИШЬ?! Это грубая, отвратительная манипуляция, бьющая в самое мягкое, самое незащищённое место детной женщины – ее самооценку как матери.
Дома у матери часто нет даже угла, где она хоть не немного может побыть одна, не говоря уже о личной комнате с замком в двери. Дети хотят от матери постоянной доступности. Нарушаются не только пространственные границы, но даже ее тело перестает ей принадлежать. На ней все время виснут, на нее лезут, ее обнимают, тискают, трогают даже тогда, когда она этого не хочет. Да, она может не хотеть обниматься с собственными детьми, представляете, какой ужас? На форумах, в соцсетях и на тематических сайтах даже появился такой термин – «затроганность» матерей. Десятки, сотни прикосновений в любое время суток. Тактильный перегруз. Почитайте, что женщины пишут в пабликах – им становится физически больно от этого, им хочется заорать и исчезнуть, когда дети прибегают и лезут обниматься. Женщины перестают хотеть секса не только по причине адской усталости, депрессии, депривации сна, но и потому, что «опять меня кто-то будет трогать?!» И все это не значит, что они не любят своих детей и своих мужей. Это значит, что их ресурсы исчерпаны, это значит, что остальные члены семьи (если они есть) устранились, не участвуют.
Как вы думаете, как часто матери могут спокойно поесть то, что им нравится, а не то, что осталось? Поесть без того, чтобы к ним залезли в тарелку и утащили половину? Как часто они могут планировать свой день так, как хотят? Сходить в одиночестве в душ и туалет? Сосредоточиться на какой-либо задаче, не отвлекаясь на постоянное мамканье? Распределять финансы так, чтобы про себя не забыть? Как часто они могут провести день, чтобы не выслушать упреки в свой адрес (не так сказала, не сделала, воспитала не тот народ)?..
Дети вторгаются в личное пространство матери, без разрешения хватая и портя ее вещи. Они прячутся в шкафу и вытирают грязные руки и рот о новое платье. Они залезают в ящик с косметикой, ломают любимые помады и выливают духи. Они подрисовывают рожки фотографии в паспорте. И еще десятки, сотни больших и маленьких дел, с помощью которых они «познают мир». Злиться нельзя. Во-первых, самавиновата, зачем оставила в доступе. Во-вторых, зачем тогда рожала, если тряпки тебе важнее, чем улыбка ребенка?! Обесценивание, обесценивание, обесценивание.
Интернет полон благостными рекомендациями, которые украшены вылизанными постановочными картинками с фотостоков, исполненными в голубовато-розоватых тонах. Если их читать, то получится, что мама не может, не имеет права устать от ребенка. Ей нельзя хотеть побыть одной. Нельзя подумать в первую очередь о себе. Купить что-то вкусное только себе и одной съесть. Не хотеть общаться. Не хотеть читать сказку на ночь. Не хотеть играть в куклы и чаепитие. Не хотеть вникать в учебу. Нельзя разозлиться, накричать, наказать. Нельзя показывать свои настоящие чувства.
Бесконечная вереница советов, как быть настоящей, правильной матерью. Советы найти такую игру, такой способ общения с ребенком, чтобы при этом отдыхать самой, это советы того, кто не знает, что такое быть круглые сутки с этим самым ребенком. Мол, не работайте мамой, а будьте ею! Это совет того, чье родительство дискретно, у кого есть выбор: быть с ребенком или отдохнуть в одиночестве. Того, кто приходит к ребенку, только будучи в ресурсе, способным контейнировать его эмоции. Это тот, кто предлагает лишенному хлеба есть пирожные.
Очень медленно распространяется понимание, что залог нормальной жизни – это надеть кислородную маску сначала на себя, а затем на ребенка. От матерей по-прежнему хотят, чтобы они принесли свои жизни в жертву. Чтобы напоили своим молоком и накормили своим телом.
Мам. Мам. Мама. Мааааам. Я хочу пить. Налей мне воды. Ну налееееееееей. Я не хочу воду! Хочу молока! Мама, я хочу кушать! Не буду кашу! Не буду пюре! Нееееееет! Я хочу киндер! Купи мне киндер! Мама, она меня толкнулааааааа! Ааааааааааааа! Мама, обнять. Мама, мне страшно. Я хочу спать с тобой. Мама, пить. Пить. Пииииииить. Я хочу какать. Включи мне свет в туалете. Мама, вытри мне попу. Включи мультики, ну включиииииии. Купи мне самолет. Хочу самолееееееееет! Ааааааааааа! Ты плохая! Я тебя не люблю! Мам. Мам. Мааааам. Писяй, я посижу с тобой. Мам. А ты любишь киндеры?
Катерина Новицкая